Древнерусское золотое лицевое шитье

Древнерусское золотое лицевое шитье.

Традицию украшения церковных предметов вышивкой Древняя Русь унаследовала вместе с христианской верой у Византии. Однако, активное развитие и укрепление местных мастерских привело к расцвету древнерусского ручного шитья уже в XIV–XV веке. Именно в это время появляются наиболее значительные мастерские, оставившие нам большое число удивительных памятников.

На Руси вышивка относилась к кругу женских занятий, считалась богоугодным делом. Основными центрами изготовления шитых предметов были либо женские монастыри, либо княжеские светлицы, где под руководством хозяйки трудилось несколько вышивальщиц. Фигура хозяйки светлицы была определяющий, под ее непосредственным руководством создавались все вышитые предметы, так у мастерской проявлялся свой «почерк».

В XV веке в церковном искусстве идет активный процесс формирования национального стиля, центром которого стала Москва. Наиболее известные мастерские периода Средневековой Руси были либо великокняжескими, либо имели с ними родственную связь. Например, Ефросиния Старицкая, тетка Ивана Грозного, оставила потомкам около тридцати шитых вещей, отличающихся художественной оригинальностью мышления и высоким профессиональным уровнем. В XVI веке известность приобретает мастерская Годуновых, в которой изготавливались не только церковные вещи, но и великокняжеский убор. На Севере Руси чрезвычайно плодотворно работали светлицы «именитых людей» Строгановых, знаменитых меценатов, чья мастерская просуществовала с XVI и до XVIII века.

В древнерусском храме вышитые предметы были составной частью богослужения, но исполняли не только утилитарную, но и эстетическую функцию. Вышитыми были завесы, пелены, одежды на престол и жертвенник, покровцы и воздухи на священные чаши, плащаницы, различные пелены к иконам или покровы на мощи святых, облачение духовенства, хоругви.

Само искусство церковного шитья по монументальности воплощения тяготеет к фреске и развивается в тесной связи с иконописью. Процесс создания шитого произведения разделяется на несколько этапов. Знаменщик создает рисунок-прорись, либо сразу на ткани, либо на бумаге и переносит его на ткань. Словописец делает надпись, необходимую по сюжету. Травщик создает орнаментальный рисунок. При этом вышивальщицы могли ориентироваться на указания знаменщика с точностью до мельчайшей детали, или им предоставлялась свобода в выборе цвета и техники исполнения. Строгие канонические правила позволяли вышивальщицам полностью сосредоточиться на выразительной стороне работы: сохранившиеся памятники древнерусского шитья поражают разнообразием красочных и технических решений.

Исполнение вышитых предметов во многом зависело от уровня мастерской: опытным мастерицам были доступны более сложные и выразительные швы. В целом, древнерусское шитье разделяется на два типа: лицевое и орнаментальное. Лицевое шитье в свою очередь делится на личное и доличное. Доличное – это исполнение одежд и элементов интерьера, пейзажа. Личное – вышивка ликов, рук, тел – более тонкая и сложная работа. Личное исполняется шелковыми нитями, когда маленькие стежки укладываются плотно друг к другу (гладь), или каждый новый стежок раскалывает предыдущий («в раскол»). Доличное шитье может быть выполнено разными приемами, чаще всего золотными или серебряными нитями, канителью, сканью в прикреп. В древнерусском шитье существовало множество различных рисунков прикрепа, включая полихромные сложные фигуры, требовавшие от мастерицы большого умения. Кроме золотных нитей, часто одежды и нимбы, какие-то наиболее значимые элементы сюжета, украшались жемчугом и драгоценными камнями.

Отдельный вид вышивки – орнаментальное шитье. Пришедшие из Византии традиционные христианские орнаменты, наполненные глубокой символикой, со временем трансформировались и преображались, становились все более сложными, а их исполнение требовало все большего умения. Орнаментальным шитьем чаще украшались детали облачения, пелены к отдельным иконам, хоругви. В то время как лицевое шитье применялось в исполнении сюжетных предметов: покровцов, плащаниц, покровов на раки святых.

Древнерусское церковное шитье в конце ХХ века начало интенсивно возрождаться, и в современных храмах можно видеть новые вышитые предметы. Ручное шитье на заказ – возможность приобрести вещь, выполненную не только традиционным древнерусским способом, но и отвечающую личным потребностям заказчика.

Представлено 15 товаров