Крест вышивка

Наша мастерская “Фавор узор” предлагает Вам большой выбор церковной вышивки орнамента креста. Вышитые кресты выполняются в различных художественных формах, с оригинальным орнаментом и размером. Вышивка креста выполняется вручную или машинной вышивкой на различных тканях. Вы можете купить вышитый крест для украшения церковных богослужебных облачений (стихаря, иерейской фелони, саккоса), завесы царских врат, облачений на престол, пелен, покровцов с воздухом и других церковных принадлежностей.

Для христианской культуры крест – главный символ. Сущность креста в преображении орудия позорной смерти в инструмент вечной жизни, из это проистекает глубокое его почитание. В рамках развития христианского искусства образ креста претерпевал различные изменения внешнего вида, но всегда оставался символом победы над смертью.

Значение креста в христианстве

В Римской империи казнь на кресте применялась к самым низшим категориям населения, к рабам. Во времена Христа это был не просто мучение, но и унижение, такая квинтэссенция смерти через физические и нравственные страдания. На эту смерть добровольно пошел Христос, чтобы искупить грехи людские и вернуть им утерянную вечную жизнь. Его безусловная жертва, продиктованная любовью Бога к своему творению, превратила крест в символ величайшей славы.

Иоанн Дамаскин в VII веке писал, что для христианина крест – оружие и памятник победы над врагом душ человеческих. Он выводил связь креста с древом жизни из райского сада, поскольку через древо вошла смерть, а через крест – была дарована жизнь и воскресение.

Для христианина крест – не просто символ. Это призыв к подвигу, к борьбе со своими страстями и немощами, и Христос всегда оказывает помощь тому, кто искренне следует за Ним. Изображение креста призвано продемонстрировать символическим образом догматы христианской веры и основы образа жизни. Поэтому история иконографии креста такая сложная и глубокая.

Виды изображений креста

До IV века изображения креста были символическими или декоративными, т.к. христианство претерпевало гонения. Но после миланского эдикта 313 года, объявившего христианство свободной религией, изображение креста выходит из катакомб и начинает свою историю развития.

Древнейшие формы креста – это т-образный, 4-конечный и косой, на их основе происходят все остальные виды. В эпоху Средних веков развитие символики креста было наиболее значительным, ведь язык средневекового искусства в первую очередь иносказательный и образный. В этот период происходит и разработка символов предметов, которые представляют страсти Христовы, их программа расширяется и углубляется, становится все более сложной и разветвленной.

На Руси изначально была усвоена византийская изобразительная традиция. На ее основе выросло великое древнерусское художественное и декоративно-прикладное искусство. Древнерусская икона и вышивка тоже показывают постепенное развитие формы креста.

Одним из символов Православной церкви считает так называемый Патриархальный крест – с двумя перекладинами. Глубоко почитается Крест Голгофы, стоящий на трех ступеньках. Но самый распространенный для православной традиции – русский или восточный крест с тремя перекладинами (восьмиконечный).

Особый вид – древнерусский крест – сохранился в старообрядческой культуре. Он всегда восьмиконечный с тремя перекладинами, но часто наложен на четырехконечную основу большего размера. Рядом с крестом изображаются трость и копие, сверху размещены слова «Царь Славы». Такая надпись характерна именно для старообрядцев, потому что они отказывались изображать надпись IНЦI, сделанную Пилатом, как недостойную для изображения орудия спасения.

В старообрядческом кресте есть и другие слова: IС ХС размещается по бокам длинной перекладины. В нательных крестах присутствуют надписи, называющие одной буквой изображенные предметы, в том числе и главу Адама. Спаситель на таких крестах именуется не однократно: СН БЖIЙ и НИ КА, причем, последнее означает «Победитель» и указывает на победу Христа над смертью.

Применение креста как орнамента в храмовой живописи и шитье

Использование орнамента в христианском искусстве глубоко символично и наполнено смыслом. Восходит эта традиция к катакомбному искусству, когда первые христиане в период гонений вынуждены были в изображениях шифровать больше, чем их непосредственное значение. Самый известный пример – изображение рыбы, которая означает Христа.

Кроме символичности, крест, вписанный в квадрат, органичен в геометрическом орнаменте. Сочетается он и с растительным орнаментом, особенно изображением виноградной лозы – еще одним символом Христа. Процветший крест указывает на сродство древа жизни и креста, это очень древний орнаментальный сюжет.

Крест неотделим от церковного искусства. Шитые литургические предметы, такие как завесы, воздухи, катапетасмы не просто украшались вышитыми крестами ручной работы, это наполняло их глубоким богословским смыслом.

Кресты для церковного облачения, например, могли выполняться из разных материалов с применением драгоценных камней. Форма их чаще соответствовала греческому (равносторонний простой крест) типу, но стилистически могла быть переосмыслена довольно свободно.

Символика христианского креста одновременно чрезвычайно глубока, сложна и многогранна, но и достаточно проста для понимания. Крестная смерть Христа, возвестившая жизнь вечную всем Его чадам – главное чудо и таинство христианской церкви. Поэтому с такой любовью и вниманием иконописцы, художники, вышивальщики подходили к его изображению. Поэтому храмы столь богато украшены этим символом страдания и славы.

Заказ церковной вышивки Вы можете сделать на сайте оставив заявку или позвонив нам по телефону.

Цвет

Отображение 1–40 из 123